Необычное путешествие по школе

           Учащиеся 1-5 классов хорошо запоминают игровые моменты, поэтому учителя решили с ними поиграть в изучение правил поведения учащегося, встретившись с необычным среди подростков главным героем серии книг Джоан Кэтлин Роулинг Гарри Поттер. Итак, часть первая:           

1. Удивительная встреча с Гарри Поттер

Учитель обратился к детям:  Ребята, сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие по нашей школе.

«Что же здесь удивительного? — могут спросить некоторые из вас. — Ведь мы уже пятый год учимся и, кажется, все знаем о нашей школе».

Можно согласиться с этими ребятами, а можно и поспорить. Вы, наверное, знаете популярного среди подростков главного героя серии книг Джоан Кэтлин Роулинг Гарри Поттера.

В первой книге, «Гарри Поттер и философский камень», Гарри Поттер — это одиннадцатилетний мальчик, который растет в обычной семье и даже не подозревает, что он — настоящий волшебник. Однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри кардинально меняется. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства. Естественно, все события в книге вымышленные, но интересно то, что от книги к книге Гарри Поттер постигает новые секреты Школы Чародейства, переходя на новый курс обучения.

Наверное, и нам стоит побольше узнать о своем учебном заведении.

(Внезапно в класс вошел мальчик в костюме Гарри Поттера.)

Гарри Поттер: Ой! Где я оказался? Опять меня подвела моя волшебная палочка.

Учитель: Да нет, волшебная палочка на сей раз тебя не подвела и ты попал к нам. 

 Гарри Поттер: Как интересно! Давайте знакомиться, ведь я ни разу не был в таких учебных заведениях. Ребята, расскажите мне, что у вас здесь особенного? Какие имеются «тайные комнаты» и происходят ли волшебства?

Учитель: Ну что ж, ребята, расскажем нашему гостю о нашей школе?

Ученики кратко рассказывают об особенностях данного учебного заведения.

Часть 2: Правила поведения в школе, или Памятка поведения для учащихся

Гарри Поттер: Я услышал от вас очень много интересного. Но меня заинтересовал один вопрос. Помните, в пятой книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Орден Феникса» в нашей школе на стене я увидел объявление следующего содержания:

«По приказу Верховного Инквизитора Хогвардса.

Все студенческие организации, общества, команды, группы и клубы впредь расформированы.

Организацией, обществом, командой, группой или клубом считаются регулярные встречи трех и более студентов.

Разрешение на повторное формирование можно получить у Верховного Инквизитора (профессора Умбридж).

Никакая студенческая организация, общество, команда, группа или клуб не могут существовать без ведома и одобрения Верховного Инквизитора.

Любой студент, организовавший или принадлежащий к организации, обществу, команде, группе или клубу, не одобренным Верховным Инквизитором, будет немедленно отчислен.

Вышеупомянутое соответствует Образовательному Декрету номер Двадцать Четыре.

Подпись: Долорес Джейн Умбридж, Верховный Инквизитор».

Подобный указ может появиться в ваших школах?

Учитель: Уважаемый Гарри, ребята могут подтвердить, что подобных манифестов в нашей школе не бывает.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В главе II «Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации» говорится:

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

  1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
  2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка».

Как видишь, уважаемый Гарри Поттер, в нашей стране каждый школьник знает свои права и обязанности. Ребята, расскажите Гарри, как называются в нашей школе эти права и обязанности для учеников?

Учитель: В каждом учебном заведении администрацией в соответствии с Уставом разработаны правила поведения для учащихся. Эти правила утверждены приказом директора школы.

С первого класса ученики должны знать правила поведения для учащихся и соблюдать их. (Далее учитель может зачитать правила поведения для учащихся данного учебного заведения или использовать приведенный ниже текст.) Правила для учащихся в общеобразовательной школе могут быть следующие:

1. Приход в школу:

  • Занятия начинаются в 8.20, вход в школу в 8.10.
  • Дежурный по школе класс приходит в 8.10.
  • Учащиеся должны приходить в школу без опозданий.
  • Посещение школы обязательно.
  • При болезни учащегося родители должны поставить в известность классного руководителя и предоставить в школу справку из медицинского учреждения.
  • Родителям разрешается оставлять детей дома без предоставления медицинской справки на срок не более 3 дней с последующим осмотром в школьном медицинском кабинете.
  • Учащиеся должны иметь при себе дневник.
  • Запрещается ходить в школе в верхней одежде и без сменной обуви.
  • Внешний вид учащихся должен соответствовать детскому образовательному учреждению: учащиеся должны быть причесанными и иметь деловой стиль одежды — костюм; джемпера, рубашки, блузы — пастельных тонов.
  • Во избежание травм запрещается приносить с собой острые, колющие, режущие и другие, не соответствующие учебному процессу предметы. Запрещается ходить по школе с распущенными волосами, злоупотреблять косметикой.

2.        Поведение в раздевалке:

  • Учащиеся переодеваются в холле и только после этого, не толкаясь, поочередно вешают свои вещи в гардеробе.
  • Учащиеся должны вешать одежду на постоянную вешалку, определенную данному классу.
  • Учащиеся не должны трогать, перевешивать одежду и причинять ущерб чужим вещам.
  • Запрещается оставлять в карманах верхней одежды деньги, ключи.
  • Запрещается пользоваться гардеробом во время уроков.
  • Оставленные или забытые в гардеробе вещи рекомендуется передавать дежурному учителю.
  • Учитывая коллективное пользование раздевалкой, школа не несет ответственности за сохранность вещей.

3.Поведение на уроке:

       Урок начинается по звонку, учащиеся должны быть на своих местах, иметь все необходимое к уроку.

  • Дежурные сообщают учителю об отсутствующих учениках.
  • Каждый учащийся отвечает за чистоту и сохранность своего рабочего места в кабинете, мастерской.
  • При входе учителя учащиеся приветствуют его вставанием.
  • Запрещается приносить на урок вещи, не предназначенные для учебных занятий, пользоваться сотовым телефоном.
  • Во время урока учащиеся должны быть внимательны, не нарушать дисциплины, выполнять требования учителя.
  • Выход из класса осуществляется с разрешения учителя после звонка.
  • На уроках физической культуры учащийся должен быть в спортивной форме.
  • Освобожденные обязаны присутствовать на уроке.
  • Запрещается снятие учащихся с уроков без предварительного согласования с директором школы.

4. Поведение на перемене:

  • На перемене учащиеся находятся в рекреациях, давая возможность проветрить кабинеты.
  • Учащиеся не должны бегать по коридорам и рекреациям школы.
  • Учащиеся должны аккуратно и внимательно пользоваться дверьми, не ставить руки в дверные проемы, не баловаться, не хлопать дверьми.

  • Переходя с этажа на этаж, учащиеся должны быть предельно осторожными. На лестнице нельзя перегибаться через перила, надо смотреть себе под ноги, держаться правой стороны.
  • Учащиеся должны по требованию учителя или дежурного ученика сообщать свою фамилию, класс.
  • Запрещается бегать по лестницам, толкать впереди идущих, дергать детей за рюкзаки, ставить подножки, останавливаться в дверях и проходах, толпиться в вестибюле школы и в столовой.

5. Поведение в столовой:

•        Учащиеся посещают столовую согласно графику.

•        Учащиеся должны мыть руки перед едой, есть аккуратно, сидя за столом, не разбрасывать еду, косточки, огрызки, не выносить еду из столовой.

•        Учащиеся должны убрать за собой грязную посуду.

6.        Поведение в туалете:

  • При пользовании туалетом учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, а также правила личной гигиены, не засорять унитазы предметами личной гигиены.
  • Запрещается задерживаться в туалете без надобности.

7.        Поведение в кабинетах-классах:

  • Необходимо держать в чистоте и порядке закрепленное за классом помещение, ежедневно проводить влажную уборку в присутствии классного руководителя или учителя, ответственного за данный кабинет.
  • Запрещается закрываться в классах на ключ, самостоятельно открывать окна.
  • Согласно Уставу школы учащиеся несут ответственность (в том числе и материальную) за порчу школьного имущества.

8.        Уход из школы:

  • Выход за пределы школы в течение учебного времени категорически запрещается.
  • Ученик младших классов, вынужденный уйти из школы по медицинским показаниям, может уйти только с письменного разрешения и в сопровождении родственников или старшеклассников.
  • Категорически запрещается курить в школе и на территории школы.
  • Уход учащихся из школы производится организованно в сопровождении учителя (1—8 классы), ведущего последний урок в этом классе.
  • Все родители должны заботиться о воспитании и обучении своих детей, посещать родительские собрания, систематически проверять дневники, расписываться в них, быть в курсе всех дел ребенка, принимать активное участие в решении его проблем, вовремя забирать из ГПД.

Гарри Поттер: Да, это интересно, но если меня не удовлетворяют некоторые положения правил для учащихся, как я должен поступить?

Учитель: Как правило, перед утверждением правил поведения для учащихся в учебном заведении текст их согласовывается со старшеклассниками, родителями учеников, представителями общественных организаций учителей и учащихся. После утверждения правил они приобретают силу закона в рамках данного учебного заведения, и соблюдение правил для учащихся является обязанностью каждого ученика. Обычно эти правила являются традиционными из года в год, поэтому уже к пятому классу ученики хорошо знают их.

Гарри Поттер: И все же, почему так необходимы правила поведения учащихся в школе?

Учитель: Ребята, объясните нашему гостю, почему надо знать и соблюдать правила поведения в школе (лицее, гимназии)?

Часть 3: Составление правил для учащихся школы Гарри Поттера

Гарри Поттер: Ребята, мне очень понравились ваши правила для учащихся. Так как я волшебник «со стажем», мне хотелось бы ввести в нашей Школе Чародейства и Волшебства подобные правила. Пожалуйста, помогите мне составить правила для учащихся Школы Чародейства и Волшебства.

Учитель: Для того чтобы помочь нашему гостю, я предлагаю создать пять микрогрупп: «экспертов», группа «правил поведения на уроке», группа «правил поведения на перемене», группа «правил поведения в школьной столовой и буфете» и группа «общих правил по школе».

Группа экспертов в конце практического занятия будет утверждать (отбирать) самые реальные предложения каждой микрогруппы и составит из ваших предложений Правила для учащихся Школы Чародейства и Волшебства. В группу экспертов войдем я и наш гость — Гарри Поттер.

Все группы должны, в соответствии со своим назначением, составить за десять минут не менее десяти пунктов правил и затем их грамотно представить группе экспертов.

Далее прошла практическая работа по составлению правил для учащихся. По ее окончании каждая микрогруппа учеников представила и «защитила» свой свод правил для учащихся. Группа «экспертов» отобрала самые полезные предложения, соответствующие требованиям положения об общеобразовательном учреждении, от каждой микрогруппы и составляет общий свод Правил для учащихся Школы Чародейства и Волшебства. По окончании классного часа классные руководители поблагодарили всех учащихся за работу, а ребята попрощались с гостем — Гарри Поттер.